Аннотация. В статье рассматриваются этапы подготовки диссертации по теологии как научной дисциплины: формулировка техзадания и составление научного аппарата. Проанализированы нормативные документы, содержащие требования к диссертациям и критерии их оценивания. Диссертантам предлагается системный подход, помогающий подготовить диссертацию с нуля в достаточно короткие сроки. Статья может быть полезна аспирантам, докторантам, соискателям, а также магистрам для облегчения процесса написания диссертации по теологии.
Всвязи с включением теологии в список специальностей ВАК актуальным является вопрос о том, как защищать диссертации по теологии и насколько это нужно отдельно взятому исследователю.
В сети достаточно много материалов, которые могут помочь начинающему исследователю в области гуманитарных наук. Например, Михаил Анипкин в своем видеоролике[1] советует обсуждать с научным руководителем не идеи, а уже написанные тексты, указывает, что диссертация: а) не место для демонстрации научной эрудиции, б) должна быть написана достаточно простым языком, чтобы быть понятной для неспециалистов, в) иметь внутреннюю логику, чтобы увлекать читателя.
Лекция профессора Андрея Зорина[2] также содержит много ценных советов. Он говорит о том, что диссертация — это квалификационная работа без «супертворчества», а для этого диссертанту достаточно просто быть толковым, усердным и внимательным. И если проводить аналогию между научной работой и фигурным катанием, то диссертация — это обязательная программа, а все остальное — творческая программа.
В связи с тем, что практика защит диссертаций по теологии в России возникла сравнительно недавно, очень мало материалов с полезными советами для аспирантов и докторантов именно в области теологии. Поэтому цель настоящей работы — сформулировать (хотя бы частично) некоторые рекомендации, проанализировав уже имеющиеся наработки в свете теологической специфики.
Для начала обозначим, что понимается под термином «теология». Теология — это религиозно обоснованное мышление, которое дает себе отчет об основании самого себя. Предметом теологии является непостижимый Абсолют, но наше мышление о Нем a priori не абсолютно, а уж тем более — не абсолютно во второстепенных вопросах, связанных с Абсолютом. Рефлексия над основанием мышления теологу необходима ввиду того, что хаотичное неметодическое мышление абсолютизирует все, в том числе просто «стоящее рядом» с Абсолютом и минимально «прислоняющееся», так что и апостол Павел убеждает Тимофея отвращаться таких бабьих басен (1 Тим. 4:7).
Д. В. Шмонин в своей монографии выделяет три уровня теологии: 1) теология как Бог Слово, как Личность; 2) теология как обращенное лично к нам Откровение, приводящее к молитвенному созерцанию, выражению веры, Богознанию и Боговидению; 3) теология как отрасль знания, обеспечивающая систематическое выражение религиозной доктрины (рациональная теология)[3]. Теологией третьего уровня владели такие умы Церкви, как святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, которые в полноте использовали современный им философский аппарат для выражения того, во что Церковь верит, а во что — нет и почему. Этот труд всегда осознавался как сложный, но востребованный Церковью, поскольку разъяснять суть христианской веры необходимо в каждом поколении, отчетливо и ясно, с разной аргументацией, в разных стилях и с использованием разных методов — чтобы те самые бабьи басни не становились на один уровень с догматами. Далее по тексту под теологией мы будем понимать именно рациональную теологию как академическую дисциплину.
С какими проблемами сталкивается диссертант, решившийся защищать докторскую или кандидатскую диссертацию по новой специальности «теология»?
Во-первых, это проблема мотивации — непонятно, зачем нужно писать диссертацию. Мотив — это то, что внутри нас, то, что действует постоянно, в отличие от стимула, который находится вовне и только тянет или толкает нас. Если у исследователя не будет мотива, то есть внутреннего интереса к процессу, никакие стимулы в виде премий, признания, продвижения по карьерной лестнице не смогут сделать работу над диссертацией поистине увлекательной и продуктивной.
Отметим, что мотивация укрепляется в процессе самой работы: когда исследователь получает конкретные результаты, достигает успехов, ощущает продвижение к намеченной цели, — это приносит положительные эмоции и укрепляет мотивацию. Поэтому начинающему диссертанту необходимо выбрать простую задачу (которую понятно, как решить), сделать ее, порадоваться, поделиться с коллегами, затем повторить эту же схему. Некоторые примеры таких задач будут приведены ниже.
Во-вторых, мало где учат, как писать диссертацию. Здесь имеются в виду не общие соображения, а именно пошаговая схема работы от выбора темы до самой защиты. Программы аспирантуры, которые призваны решать эту задачу, далеко не всегда с ней справляются, хотя и содержат курс методологии научных исследований, предполагают обсуждение и утверждение индивидуального плана научно-исследовательской работы аспиранта.
В-третьих, хороший руководитель; его достаточно трудно найти. Отметим, что под таким руководителем понимается не просто отзывчивый и добрый человек, а исследователь, выполняющий работу бок о бок с диссертантом, владеющий методологией и приемами научного исследования и способный им обучить.
В-четвертых, непонятно, с чего начать. Кто-то скажет, что надо просто писать статьи, и они потом соберутся в диссертацию сами собой; кто-то — что надо сначала основательно изучить всю основополагающую литературу, прослушать дополнительные курсы, а потом что-то писать; кто-то — что надо написать обзор литературы по теме. Диссертант мечется между этими рекомендациями и не понимает, что ему на самом деле делать.
В-пятых, непонятна разница между обзором литературы и исследованием. В теологии мы постоянно рассматриваем тексты, цитируем их; чем же тогда отличается простая выписка цитат от собственно исследования?
В-шестых, непонятно, о чем писать статьи (это связано с предыдущим пунктом): так как исследовательская статья (именно такие нужны для защиты) является отчетом о проделанном исследовании, а для начинающего теолога непонятно, что это такое, то возникает проблема с написанием статей и с тем, как и откуда брать для них материал.
И наконец, в‑седьмых, непонятно, как все это упаковать в диссертацию (так называемый «кирпич») и защитить, по каким критериям эта диссертация будет оцениваться.
Для начала определимся, что же такое диссертация (в том числе и по теологии). Диссертация — это письменная работа, содержащая результаты научного исследования, предназначенная для публичной защиты и получения ученой (кандидат, доктор) либо академической (магистр) степени. Порядок присуждения ученой степени установлен Положением о присуждении ученых степеней (далее — Положение)[4], порядок присуждения степени магистра устанавливаются вузом, который реализует программу магистратуры.
Согласно Положению, кандидатская/докторская диссертация — это научно-квалификационная работа (п. II.9). Из этого можно сделать три вывода.
1) Диссертация — это квалификационнаяработа, значит, предполагается выполнение определенных требований и соответствие критериям. Общие требования, которым должна соответствовать любая диссертация, — это оригинальность, внутренняя логика и единство, соответствие темы паспорту специальности.
2) Диссертация — это научная работа, значит, в рамках работы над диссертацией проведено исследование, с помощью научных методов получено новое знание.
3) Диссертация — это отчет о научно-исследовательской работе, значит, в ней должен быть описан ход исследования, представлены конкретные научные результаты, сформулированы научные положения для защиты.
К этому можно добавить, что умение проводить академическое исследование по теологии (с выработкой культуры описания этого исследования) развивает у теолога систему мысли, позволяющей рецептировать Писание и Предание. Святитель Сильвестр (Малеванский), говоря о задаче науки как разумного усвоения догматов каждым образованным христианином, пишет: «Церковь… отнюдь не считала своим долгом хранить их [догматы] только в мертвенной неподвижности… а напротив, всегда считала своим правом и обязанностью уяснять эти истины или переводить их на язык понятный и общедоступный для каждого верующего, вырабатывать… более точные, определенные формы»[5]. Кроме этого, качественная теологическая работа очищает человека от гордыни и прелести, поскольку квалифицированный исследователь понимает ограничения собственного мышления, пределы применимости своих построений и нащупывает ту грань имманентного и трансцендентного, при пересечении которой остается только молитвенное делание с покаянным настроем перед лицом непознаваемого и невыразимого Божества.
Предлагаемая ВАК система защиты диссертаций как способ приобретения научной квалификации может не только повысить качество исследований внутри Церкви, но также сформировать компетенции для выработки достойного академического «ответа» в ситуации постмодерна на критику со стороны иноверцев, инославных и атеистов.
Работу над диссертацией можно разделить на следующие этапы: 1) изучение требований к диссертациям; 2) составление техзадания на диссертацию; 3) разработка плана исследования; 4) проведение исследования, получение научных результатов; 5) публикация статей в научных журналах из списка ВАК; 6) написание автореферата; 7) написание диссертации; 8) установление контактов с диссертационным советом, подготовка документов, подача диссертации в совет и защита. Здесь мы придерживаемся общей схемы, разработанной Г. Д. Боуш[6], которая апробирована на большом количестве диссертантов, пишущих диссертации по различным специальностям, и является универсальной.
В частности, в предлагаемой схеме, вопреки распространенному мнению, «проект автореферата… целесообразно начать разрабатывать, когда получены все основные результаты, но окончательный вариант диссертации еще не готов»[7] — для лучшего структурирования имеющихся результатов, для оттачивания формулировок новизны, для понимания, на чем сконцентрироваться далее. Кроме того, поскольку автореферат — это основной документ для защиты, подавляющее число представителей научного сообщества знакомится именно с ним, а потом, при желании — уже с диссертацией, постольку имеет смысл наиболее выверить именно текст автореферата, а не писать его «на излете». Однако сейчас мы не будем прослеживать целиком весь процесс работы, а рассмотрим только первые три пункта.
Итак, основополагающие требования к диссертациям отражены в Положении. Согласно Положению (п. II.9), кандидатская диссертация — это квалификационная работа, в которой решена задача, имеющая значение для развития соответствующей отрасли знаний, докторская диссертация — это квалификационная работа, в которой выполнена комплексная теоретическая разработка, имеющая важное значение для одной из общественных сфер.
Фактически, защита представляет собой определенного рода экзамен. Кандидатская — это экзамен на то, может ли быть соискатель ученым, пригоден ли к научной деятельности. Докторская — это экзамен на то, является ли уже соискатель ученым, может ли он планировать научные исследования и проводить их.
В кандидатской развивается существующая научная теория, получается три-пять научных результатов, некоторые из которых являются новыми. В докторской количество результатов больше, порядка шести-десяти, все являются новыми, и сделан вклад в теорию и методологию соответствующей области.
С чего начать работу над диссертацией? Этот вопрос задают (и себе, и руководителю) многие диссертанты. Надо понимать, что диссертация — это продукт интеллектуальной деятельности, генеральным заказчиком которого является Министерство науки и высшего образования РФ в лице Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Свои требования заказчик излагает в следующих документах:
● Положение о присуждении ученых степеней;
● Паспорта научных специальностей, в нашем случае это 5.11.1 Теоретическая теология, 5.11.2 Историческая теология, 5.11.3 Практическая теология;
● ГОСТ Р 7.0.2011 Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления;
● других ГОСТах: ГОСТ 7.0.5 о библиографических ссылках, ГОСТ 2.105 об иллюстративных материалах, таблицах, формулах, приложениях, ГОСТ 7.11 и 7.12 о сокращении слов и словосочетаний, ГОСТ Р 1.5 о списке терминов, ГОСТ 7.1 о библиографических записях и т. д.
Диссертант при этом выступает в роли подрядчика. Для того чтобы заказчик принял работу, нужно разработать техзадание на диссертацию. Для составления техзадания необходимо: извлечь из Положения требования к диссертации (раздел II) и критерии оценки (раздел III); из Паспорта специальности — номер пункта, соответствующий желаемой теме, по которому формулируется объект исследования; из ГОСТов — требования к оформлению.
Кроме того, в техзадании нужно учесть традиции, сложившиеся в рамках специальности и существующих диссертационных советов. На момент написания статьи по теологии действует три совета: 99.2.096.03 (ранее — Д 999.213.04 и Д 999.073.04) при Общецерковной аспирантуре и докторантуре (ОЦАД) им. Кирилла и Мефодия, 99.2.097.02 при ПСТГУ и 33.2.018.13 при РГПУ им. Герцена. Из уже защищенных диссертаций по теологии необходимо извлечь числовые параметры: количество страниц, глав, параграфов, защищаемых положений, а также нечисловые параметры — названия использованных научных методов и форм научных результатов.
После того как сформировано техзадание, в котором упорядочены все требования к диссертации и критерии оценивания, можно приступать к составлению программы исследования. Это очень важный шаг, в рамках которого будет составлен так называемый научный аппарат исследования, который (естественно, со сделанными по ходу уточнениями и дополнениями) потом войдет во введение к диссертации и в автореферат. При составлении научного аппарата имеет смысл использовать имеющиеся общеметодологические технологии, к примеру составление программы как когнитивной анкеты исследователя[8]. Здесь мы перечислим основные категории научного аппарата, формулы, по которым их можно составить, и примеры из уже защищенных диссертаций по теологии.
1) Объект и предмет исследования. Объект = то, что исследуется в рамках, задаваемыми паспортом специальности (необходимо сразу проработать паспорт и обозначить пункт или пункты паспорта). Предмет = часть объекта, на котором сосредоточен фокус исследования. Пример: объект — византийская теология эпохи ��ристологических споров; предмет — христологическая система умеренного монофизитства Севира Антиохийского и его последователей[9]. Соответствует специальности 5.11.1, пункту паспорта 1.3.
2) Тема исследования. Формула: наименование объекта + один-два аспекта объекта. Пример: Русская кенотическая христология конца XIX — начала XX века (объект): генезис (аспект) и проблематика (аспект)[10]. Другой вариант формулы: наименование объекта + один-два методологических подхода к его исследованию. Пример: Богословское наследие Варлаама Калабрийского (объект): опыт реконструкции на основании сохранившихся сочинений (подход)[11].
3) Актуальность темы. Формула: тезис + обоснование (почему это делает тему актуальной и требует разрабатывать именно сегодня). Пример: Актуальность определяется (тезис) значением исследования темы священства для целостного понимания наследия свт. Григория Богослова, [потому что] тема священства в творчестве Григория занимает место, не уступающее по объему учению о Троице, [а также] мало исследований по теме священства в наследии Григория, что делает невозможным синтезирующий взгляд на его творчество[12].
4) Научная проблема — что мешает в решении научных или практических задач. Варианты формулировок: отсутствие (знаний, методов и т. д.), противоречие (между теорией и практикой, между теориями и т. д.), рассогласование (научных знаний, концепций и т. д.). Пример: миссиология не является одним из «традиционных» разделов православного богословия, ее формирование еще далеко от завершающего этапа[13].
5) Научная гипотеза — предположение, требующее доказательства или опровержения. Примеры: 1) православная миссиология — прикладная научная дисциплина наравне с дисциплинами практической теологии (литургика, пастырское богословие), необходимая для практических задач миссионерского служения (нулевая гипотеза, опровергнута); 2) православная миссиология обладает высоким теоретико-методологическим статусом наравне с общими (доктринальными) научными теологическими дисциплинами (триадология, христология) (рабочая гипотеза, доказана)[14].
6) Цель исследования. Цель — это конкретный конечный результат исследования. Формула: разработка (доказательства, теории, концепции, методики, методологического подхода, классификации, системы моделей, реконструкции, интерпретации, схемы, критериев и т. д.). Пример: разработка концептуальной интерпретации темы священства в «Апологии» свт. Григория Богослова[15].
После того как сформулирована цель исследования, она разбивается на более мелкие задачи исследования, которые потом разбиваются на подзадачи и т. д. Такая декомпозиция помогает провести исследование в наиболее короткий срок, пройдя от идеи до конечного результата. Руководитель школы профессиональных диссертантов «ДиссерСам»[16] профессор Г. Д. Боуш на основе опыта работы школы отмечает, что пройти путь от темы до представления диссертации на экспертизу в диссовет для кандидатской диссертации реально за один год, для докторской — два-три года, в случае, если для исследования не требуются длительные сборы данных, эксперименты и апробации, которые существенно увеличивают сроки подготовки диссертаций.
Итак, подведем некоторые итоги. Мы рассмотрели схему подготовки диссертации по теологии для получения ученой степени, признаваемой государством. Важным шагом на пути к защите является тщательное изучение требований, отраженных в нормативных документах: Положении о присуждении ученых степеней и ГОСТах. На основе изученных требований составляется техзадание на диссертацию, что является первым шагом планирования диссертационного исследования.
До начала исследования, в рамках планирования также необходимо четко сформулировать научный аппарат: объект/предмет, тема, актуальность, проблема, гипотеза, цель и научные методы, которые можно использовать. Это послужит фундаментом для программы исследования, а также поможет придерживаться плана, тратя драгоценное время только на то, что необходимо. Систематическое и последовательное выполнение плана приведет не только к успешному написанию диссертации в достаточно короткие сроки, но и к приобретению научной квалификации, которую должен иметь исследователь в сфере рациональной теологии.
Автор благодарен доктору экономических наук, профессору Галине Дмитриевне Боуш за регулярное обсуждение вопросов общей методологии научных исследований на площадке клуба профессиональных диссертантов «ДиссерПрофи»[17], редактору медиатеки портала «Предание.ру» Владимиру Шалларю за свои размышления на тему научного подхода и научных методов в теологии, а также своему другу А. за интерес к работе и добрые советы.
Список литературы
1. Анипкин М. Как писать диссертацию? URL: https://youtu.be/aS4kYzK07M (дата обращения: 21.12.2023).
2. Антонов Н. К. Богословское осмысление свт. Григорием Назианзиным темы священства в социокультурном контексте Поздней Античности (на материале Слова 3): дисс… канд. теологии / ПСТГУ. М., 2023.
3. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. М.: ИНФРА-М, 2023.
4. Давыденков О. В., прот. Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли: дисс… докт. теологии / ОЦАД. М., 2019.
5. Зорин А. Как написать диссертацию? URL: https://youtu.be/OSXlvVwYneg (дата обращения: 21.12.2023).
6. Канаева Э. Ю. Богословское наследие Варлаама Калабрийского: опыт реконструкции на основании сохранившихся сочинений: дисс… канд. теологии / ОЦАД. М., 2019.
7. Клуб «ДиссерПрофи», URL: https://school.dissersam.ru/club (дата обращения: 21.12.2023).
8. Малышев А. В. Русская кенотическая христология конца XIX — начала XX века: генезис и проблематика: дисс… канд. теологии / ПСТГУ. М., 2022.
9. Митько А. Е. (игумен Серапион). Православная миссиология в системе теологического знания: дисс… докт. теологии / ОЦАД. М., 2019.
10. Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 (ред. от 26.10.2023) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней») // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/ (дата обращения: 21.12.2023).
11. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, профессора Киевской духовной академии. СПб: О-во памяти игумении Таисии, 2008. Т. 1.
12. Школа «ДиссерСам», URL: https://school.dissersam.ru/ssn (дата обращения: 21.12.2023).
13. Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию: монография. СПб.: Изд-во СПбДА, Изд-во РГПУ, 2021.
Источник: bogoslov.ru